Александра Николаевна ПАХМУТОВА — человек-легенда нашей песенной культуры. Трудно найти более популярного композитора 60–80-х годов. А сейчас? Как живётся? За ответами на эти вопросы я и отправилась к ней:

— Александра Николаевна, вы наш один из самых признанных композиторов, много и плодотворно работающий на песенной ниве более тридцати лет. Судя по всему, раньше вы были очень обеспеченным человеком, получая те же авторские отчисления. А что сейчас? Каково финансовое положение композитора вашего высочайшего уровня?

— Плохое. Разрушена система концертного кровообращения. Нет системы, и потому сложно. Всем приходится заниматься самой, начиная с той же аренды зала, которая стоит немыслимых денег, причём почему такие деньги, а не другие, объяснить никто не может.

— Но ведь к вам, безусловно, обращались нынешние «звёздочки», предлагая за энную сумму написать песню…

— А я по заказу не могу. Вернее, не хочу. У каждого композитора есть «профессиональные отмычки», с помощью которых можно написать первоклассный шлягер. Но это мне неинтересно. Я бы сравнила это с искусством профессионального холодного обольщения — когда мужчиной движет не любовь, а он с совершенно холодным сердцем, разумной головой просчитывает, как вскружить голову девушке. Пользуется именно приёмами. Но интересна же любовь… Вот и в песне так же. Сразу слышно — «отмычка» ли это или от души идёт. И потом — цель, которую человек ставит перед собой. Если добиться материального эффекта, можно каждый день писать по десятку, повторяю, это несложно. Но, уверяю, очень скоро будет на душе пусто.

— Слышала, вы, как и раньше, даёте благотворительные концерты?

— Да. Но особо не афиширую это. Зачем? Если людям по нескольку месяцев не платят зарплаты, но тем не менее им хочется услышать мои песни, новые и старые, я еду и выступаю. Или же, к примеру, были с Юлианом в дивизии имени Дзержинского, там же и госпиталь, где лежат наши раненые ребята. Какие светлые, чистые лица! Как перед ними не сыграть?! Это никакой не подвиг, а просто моя повседневная жизнь.

— А можно узнать, как налажен ваш быт?

— Ну так, обычно. Много лет живём в трёхкомнатной квартире, одна из комнат которой была родительской… Никаких домработниц у нас не было и нет. О «новых русских» только из анекдотов знаю, лично не встречалась с ними.

— Возвращается интерес к песням прошлых лет. Это мода или же нам в сегодняшних песнях действительно чего-то не хватает?

— Новые песни, как правило, — это отражение того, что насаждается вообще в нашей жизни сейчас. Но это корни не наши! Генетически мы всё равно тянемся к своему. Мы не можем жить, думать и чувствовать только на английском языке. Мы живём здесь. И все насаждения эти искусственны.

У нас сейчас появилась прекрасная аппаратура, но обидно, что зачастую всё это уходит на совершенно примитивные вещи, чуть ли не в блатняк. Это вопрос простой и очень сложный. Качество песен отнюдь не зависит от благосостояния. Между прочим, благополучные страны вообще песен не дают. Какие вы знаете, к примеру, датские песни?

Или вспомним нашу историю. Во время войны какие у нас гениальные песни рождались! Казалось, дай Бог выжить — но нет, и до песен было дело. Поскольку высота духа — это тоже очень важно.

Почему наши старые песни поют? Разные причины. Для многих — это просто ностальгия. Для молодёжи же порой это форма выражения даже какого-то социального протеста. Даже если удастся заработать большие деньги, то они не дают того, чего не хватает молодой душе.

А пропаганда песни — это вопрос меры. Потому что можно заболтать даже хорошее, и это надоест. Вот об этом надо всегда помнить.

Лариса КУДРЯВЦЕВА
Фото автора

«Учительская газета»
5 августа 1997 г., № 31 (9644)


 <<< На заглавную страницу  

© А. Н. ПАХМУТОВА В ИНТЕРНЕТЕ (Pakhmutova.Ru, Пахмутова.РФ) — Роман Синельников (составитель) и Алексей Чарыков (дизайн и программирование), 1997-2024. Все права защищены. Копирование материалов без предварительной договорённости запрещено. При упоминании этого сайта на своих страницах или в СМИ просьба сообщать авторам. Хостинг: Hoster.Ru.

 

Напиcать пиcьмо
Free Sitemap Generator